г.Черкесск, ул.Крупской, 29
+7 (8782) 21-70-41
Карачаево-Черкесский Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования.
Цели
Разработка научно-методических основ, программно-методического, информационного обеспечения и организация комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной образовательной практики.
Повышение квалификации и подготовка психолого-педагогических кадров для реализации задач сопровождения инклюзивных процессов в образовании.
Задачи
Сотрудники КЧР РЦИО (Карачаево-Черкесского Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования):
Руководитель КЧР РЦИО: Токарева Наталия Алексеевна
Концепция деятельности КЧР РЦИО
НПОО «Школа № 21 города Черкесска»
2014-2015 учебный год
Ресурсный центр (РЦ) по развитию инклюзивного образования, на базе МКОУ сош № 10 г. Черкесска, по ул. Крупской 29, создан для осуществления ресурсной деятельности по развитию инновационной образовательной практики инклюзивного (совместного) обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей, развивающихся типично в условиях системы общего образования. Развитие инклюзивного образования в Карачаево-Черкесской Республикирегулируется законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», в частности, ст. 5. «Инклюзивное образование». Основные направления развития инклюзивного образования изложены в Стратегии развития инклюзивного образования в КЧР.
В своей деятельности НПОО «Школа № 21 города Черкесска» руководствуется Положением о деятельности организации в режиме ресурсного центра как инновационного комплекса.
Основой ресурсной деятельностью НПОО «Школа № 21 города Черкесска» является накопленный школой опыт по осуществлению практики социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среде здоровых сверстников. Школа реализует на практике принципы интегрированного (совместного) обучения детей с особенностями развития в среде здоровых сверстников. В школе накоплены определённые ресурсы:
Развитие инклюзивных подходов в образовании является логическим продолжением практики интегрированного обучения и не противоречит ей. Основное отличие и шаг развития заключается в том, что в основе инклюзивных подходов лежит такое изменение образовательной среды школы, которое позволяет в максимальной мере соответствовать особым образовательным потребностям любого учащегося с нетипичным ходом развития. При интеграции такого изменения адаптация образовательной среды к особым потребностям ребёнка не происходит. В этом случае ребёнок приспосабливается к школе и существующей образовательной системе, а не школа к ребёнку (как в случае инклюзии). Тем не менее, и интеграция и инклюзия признаются нами закономерными этапами развития системы образования, логически продолжающими и не противоречащими друг другу, поскольку и в том и в другом случае речь идёт о расширении доступа к образованию и включении ребёнка с особыми образовательными потребностями ( в данном случае, с ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательный процесс.
Таким образом, НПОО «Школа № 21 города Черкесска» в своей деятельности будет осуществлять организационно-методическое сопровождение изменений и введение в практику деятельности образовательных организаций Республики инклюзивных подходов. Вместе с тем, РЦ продолжит вести и собственные научные и методические разработки и осуществлять практики по развитию инклюзивного образования, совершенствовать качество собственного ресурсного продукта, осуществлять деятельность по созданию информационной поддержки инклюзивных образовательных процессов в Республике.
Для осуществления деятельности НПОО «Школа № 21 города Черкесска» по трансляции инновации организуется сетевое взаимодействие с теми образовательными учреждениями Республики, которые включаются в работу по реализации инклюзивных подходов в образовании. Адресный список таких образовательных организаций определяется Республиканским управлением образования. Основную координирующую роль осуществляет Республиканский совет по инклюзии, научно-методическое руководство - Республиканский научно-методический центр. Основными потребителями продукта РЦ являются педагоги и специалисты служб психолого-педагогического сопровождения учащихся этих сетевых школ, а также администрация и школьный менеджмент этих ОУ. Важными потребителями ресурсного продукта будут также семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, которым будут предоставляться консультативные услуги, связанные с различными аспектами деятельности образовательных организаций Республики в направлении образовательной и социальной инклюзии.
Определяющим звеном в возможности осуществления качественной трансляции ресурсного продукта будет отработка собственной модели организационной структуры НПОО «Школа № 21 города Черкесска», разработка собственной нормативной базы деятельности ресурсного центра, его схемы деятельности и основных направлений сетевого взаимодействия. Поскольку образовательные учреждения находятся на разных этапах реализации инклюзивных подходов, предполагается проведение различных методических мероприятий, информационных компаний, семинаров, конференций для обеспечения готовности образовательных учреждений к реализации инклюзивных образовательных практик, ознакомлению с успешными результатами деятельности школ и других образовательных организаций КЧР в этом направлении. Апробированные формы работы НПОО «Школа № 21 города Черкесска» будут обсуждаться непосредственно с соответствующими подразделениями научно-методического центра, рассматриваться на Республиканском Координационном совете по инклюзии.
НПОО «Школа № 21 города Черкесска» будет осуществлять также сетевое взаимодействие с другими ресурсными центрами по инклюзивному образованию, с городским ресурсным центром и с Северо-Кавказским Федеральным Университетом, кафедрой дефектологии по всем направлениям, связанным с научным методическим обеспечением инклюзивного образования, информационной поддержкой и проведением мероприятий тренингов ого и обучающего характера, согласно плану деятельности этих учреждений.
Научный сектор Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования.
Научный сектор создан с целью изучения и оценки моделей инклюзивного образования.
Предмет научной деятельности сектора – мониторинг инклюзивных процессов в современном образовании.
Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления, повышению эффективности управленческих решений по изменению образовательных условий.
Важно отметить, что психологический мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных деятельностей, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление диагностической программы, реализацию организационной модели, математическую обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов.
Психологический мониторинг реализует следующие задачи:
· получение максимально полной психологической информации, характеризующей какой-либо процесс (например, образовательный);
· предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
· структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Основным направлением научной деятельности сектора в настоящее время является: