г.Черкесск, ул.Крупской, 29
+7 (8782) 21-70-41
Инклюзивное образование АО Школа №21 г.-к.Кисловодск
Инклюзивное образование АО Школа №21 г.Черкесск
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
На современном этапе в стране уделяется большое внимание индивидуализации обучения. Исследуются все возможные принципы и пути достижения результативности. В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» большое внимание уделяется частным образовательным организациям, которые наряду с муниципальными вносят большой вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения. Руководствуясь современными тенденциями в обществе, предпринята реализация проекта по совместной деятельности вышеуказанных структур в области инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
Проект направлен на реабилитацию и социализацию детей с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями обучения. В школе планируется интеграция одаренных способных детей с детьми с нарушением слуха и зрения, системы кровообращения, мозговой деятельности, с сахарным диабетом и другими заболеваниями.
На первоначальном этапе планируется формирование образовательной среды, а также формирование коллектива школы, обладающего ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Работа направлена на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения.
Основной задачей школы является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, путем участия в разнообразных творческих конкурсах, викторинах, городских, региональных олимпиадах и проектах. Это позволит адаптироваться к быстро меняющимся условиям, быть и частью команды, и лидером, что положительно скажется на их психологическом здоровье.
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, с учетом уникальных особенностей, интересов, способностей и учебных потребностей.
Необходимо разработать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей. Создание совместной площадки муниципальной и частной школ с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в социуме, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
Предполагается дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам, что может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных организациях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Школы реализуют разные подходы – инклюзивные или, более знакомые, интегрированные, форма обучения может быть государственной и частичной, свой опыт у столиц и свой – в регионах.
А бывают даже целые образовательные комплексы где ребенок с ограниченными возможностями переходит из детского сада в школу и колледж.
Инклюзивное образование в мире
На графике представлена информация о распространении инклюзивного образования в мире.
Один из первых опытов принадлежат педагогам США .
Основателем 1 центра изучение инклюзивного образования, созданного в Бристоле, Великобритании является Марк Воган.
В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Инклюзивное образование (совместное развитие, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без таких ограничений) может оказаться «точкой кристаллизации» многих инновационных процессов в образовании и обеспечит принципиальное изменение и ориентации целей деятельности образования в целом.
Инклюзивное образование – одна из составных частей проекта «Новая школа», активно внедряющегося в практику по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева.
Отношение родителей к инклюзивному образованию
Вы можете посмотреть на отношение родителей к совместному обучению их детей с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья. Наибольший процент принадлежит безусловно положительному мнению.
При введении инклюзивного образования в школе учитываются «показатели инклюзии» которые включают в себя:
1) развитие атмосферы участия в школах
2) разработка инклюзивной практики
3) развитие инклюзивной практики
4) создание инклюзивной культуры
«Показатели инклюзии» - это подборка практических материалов, направленных на формирование действий по созданию такой атмосферы в школах, которая позволяет по-настоящему включить всех участников образовательного процесса в школьную жизнь, иначе говоря, действий по созданию и развитию в школе «включающей» инклюзивной образовательной среды для всех членов школьного сообщества.
АО Школа № 21 работает по адаптивной программе модульного типа.
Социально-педагогические услуги, оказываемые АО Школа № 21 включают в себя:
- психологическую коррекцию (выявление агрессивных тенденций в поведении детей и подростков посредством практических упражнений; снижение агрессивных проявлений и т. д.);
- социально-педагогическую коррекцию(развитие мелкой и артикуляционной моторики, слуховосприятия, развитие речи и т. д.);
- психологические тренинги (выстраивание отношений родителей и ребенка);
- социально-психологический патронаж;
- социально-педагогический патронаж;
- социально-психологические консультации ("Гиперактивный ребенок", "Детская агрессия" и т. д.);
- социально-педагогические консультации.