г.Черкесск, ул.Крупской, 29
+7 (8782) 21-70-41
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ШКОЛА № 21»
«ПЛАНЕТА ДОБРА»
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
2015
Авторский коллектив: Токарева Н. А., Куликова И. Е., Карымова Е. М., Студницына Е. В., Черных Т. В., Цаценко К. П., Джангарова Э. Э., Бургунова Е. А. и др.
«ПЛАНЕТА ДОБРА»
ПРОГРАММА НП ОО «ШКОЛА № 21»
Учебно-методическое пособие содержит материалы, посвященные методике планирования занятий и работы с детьми в условиях индивидуального подхода.
Программа направлена на достижение высокого уровня знаний, психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала ребенка, на «социализацию» личности.
Образовательная часть опирается на ФГОС.
Тематика занятий носит рекомендательный характер и варьируется в зависимости от интеллектуального развития детей и их социальной адаптивности.
Рассчитана на широкий круг специалистов, как общеобразовательных школ, так и занимающихся социальной адаптацией несовершеннолетних, реабилитацией детей и их интеграцией в общество.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ…………………………………………………………………………......................................4 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………............................................5 | |
I. ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ……………………………..................................10 | |
1.1.Основная образовательная программа начального общего образования…................................12 | |
1.2.Основная образовательная программа основного общего образования ………..........................14 | |
1.3.Основная образовательная программа среднего общего образования……................................15 | |
II. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ………………………………………………...................................28 | |
2.1. Теоретические основы индивидуального подхода к учащимся, испытывающим затруднения в обучении……………………………………………...............................................................................30 2.1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся, испытывающих затруднения в обучении (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)....……………………………………….........34 2.1.2. Сущность индивидуального подхода в обучении……………………………..............................36 2.1.3. Индивидуализация учебного процесса как средство повышения познавательной активности у учащихся, испытывающих затруднения в обучении (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)…………………………......................................................................................................38 2.2. Применение индивидуального подхода к учащимся, испытывающим затруднения в обучении на уроках……………………………………………………..........................................................................38 2.2.1. Индивидуальный подход как средство повышения качества обучения на уроках……………..39 2.2.2. Разноуровневая дифференциация на уроках………………………………….……………….........40 |
ОТ АВТОРОВ.
«Детству следует оказывать
величайшее уважение»
Ювенал.
«Каждый человек несет ответственность
перед всеми людьми за всех людей и за все»
Ф. Достоевский
Актуальность проблемы всестороннего развития личности является бесспорной уже на протяжении нескольких десятилетий, а в настоящее время особо важной и подтверждается тем фактом, что Правительство Российской Федерации причисляет проблемы образования к приоритетным, требующим немедленного решения.
Задача школы – в обеспечении качественного процесса обучения и социализации с использованием программ, направленных на развитие образовательных и творческих способностей, преодоление ранней социальной дезадаптации несовершеннолетних и подготовку учащихся к новым жизненным перспективам в социуме.
В программе учитывается сложность работы с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья. Проблема состоит в том, что нет четких конкретных программ для управления реабилитационными процессами в условиях общеобразовательных организаций.
Опираясь на результаты научных исследований отечественной детской психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.М., Запорожец А.Б., Эльконин Д.Б. и др.), а также обобщив опыт педагогов (Петровский В.А., Монтессори М., Гленн Домана и др.), специалистами нашей школы была разработана программа «Планета добра» для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет.
«Планета добра» - это комплекс образовательных программ и программ по художественно–эстетическому, социальному, экологическому, нравственному развитию детей, а также по правовому, патриотическому, семейному воспитанию, помогающих всесторонне развивать личность. Представляет интерес и развивающая направленность содержания, которая содействует тому, чтобы каждый ребенок поверил в себя, переоценил свои ценности. Главное – это формирование у детей своего социального «Я». Особое внимание уделяется умственному и психическому развитию детей в условиях инклюзивного обучения, охране нервной системы, формированию личностного отношения к окружающему миру. При реализации инклюзивного образования в основу положен индивидуальный подход к учащимся не только с ограниченными возможностями здоровья, но и испытывающими затруднения в обучении вообще.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. поставлены задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области образования.
Программа школы разработана в соответствии с действующим законодательством в области образования (в том числе с нормами СанПиНа и ФГОС), Уставом школы, и предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;
Для решения поставленных государством задач, необходимо разрабатывать и внедрять в практику инклюзивное образование, что позволит преодолеть социальную исключенность детей с ОВЗ и способствовать их реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Сложность состоит в том, что нет четких конкретных программ для управления реабилитационными процессами и процессами социализации. Программа НП ОО «Школа № 21» составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
«Планета добра» - это комплекс программ, с помощью которых несовершеннолетние, включая детей с ранней социальной депривацией, успешно усваивают социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, занимаются саморазвитием, самореализацией в социуме.
Главная идея, положенная в основу комплексной задачи высокого уровня обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – формирование успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути.
Длительность занятия - 40 минут, в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся проводятся динамические паузы, либо смена деятельности.
Кроме того, тематика занятий для учащихся с ОВЗ носит рекомендательный характер и может варьироваться в зависимости от интеллектуального развития учащихся и их социальной адаптивности.
Важно отметить, что реализация программы «Планета добра» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми. Она обеспечивает единый процесс обучения, социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Именно такой подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению: социализируясь, человек не только «очеловечивается» опытом социальным, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.
Основной целью программы «Планета добра», является создание условий для обучения и воспитания личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.
Для достижения поставленной цели выдвигается решение целого ряда задач:
- формирование высокого уровня образовательных компетенций учащихся;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;
- компенсация личностных последствий негативного опыта жизни;
- развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации воспитанников;
- пробуждение творческой активности воспитанников, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Для достижения целей и выполнения задач в школе создана следующая научно-методическая структура:
Формирование коллектива по кафедрам, объединенным научно-методическим центром (НМЦ) позволяет систематизировать опыт преподавания различных общеобразовательных дисциплин и совершенствовать работу с учетом отмеченных тенденций в их восприятии, не зависимо от наклонностей и особенностей учащихся.
Опираясь на результаты научных исследований отечественной детской и социальной психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.М., Запорожец А.Б., Эльконин Д.Б. и др.), а также обобщив опыт педагогов (Петровский В.А., Монтессори М., Горовой В.И., Тарановой Т.Н. , Палиевой Н.А. и др.), специалистами нашей школы была разработана программа «Планета добра» для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет.
Основная образовательная программа НП ОО «Школа № 21» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
■ пояснительную записку;
■ планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
■ систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
■ программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
■ программы отдельных учебных предметов, курсов;
■ программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
■ учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
■ систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
НП ОО «Школа № 21», в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
■ с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;
■ с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
Полная версия программы "Планета добра"