г.Кисловодск, ул.Фоменко, 25

+7 (87937) 2-65-69

г.Черкесск, ул.Крупской, 29

+7 (8782) 21-70-41

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА № 21»

«ПЛАНЕТА ДОБРА»

ПРОГРАММА ШКОЛЫ

2015

Авторский коллектив: Токарева Н. А., Куликова И. Е., Карымова Е. М., Студницына Е. В., Черных Т. В., Цаценко К. П., Джангарова Э. Э., Бургунова Е. А. и др.

«ПЛАНЕТА ДОБРА»

ПРОГРАММА НП ОО «ШКОЛА № 21»

Учебно-методическое пособие содержит материалы, посвященные методике планирования занятий и работы с детьми в условиях индивидуального подхода.

Программа направлена на достижение высокого уровня знаний, психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала ребенка, на «социализацию» личности.

Образовательная часть опирается на ФГОС.

Тематика занятий носит рекомендательный характер и варьируется в зависимости от интеллектуального развития детей и их социальной адаптивности.

Рассчитана на широкий круг специалистов, как общеобразовательных школ, так и занимающихся социальной адаптацией несовершеннолетних, реабилитацией детей и их интеграцией в общество.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРОВ…………………………………………………………………………......................................4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………............................................5

I. ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ……………………………..................................10

1.1.Основная образовательная программа начального общего образования…................................12

1.2.Основная образовательная программа основного общего образования ………..........................14

1.3.Основная образовательная программа среднего общего образования……................................15

II. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ………………………………………………...................................28

2.1. Теоретические основы индивидуального подхода к учащимся, испытывающим затруднения в обучении……………………………………………...............................................................................30

2.1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся, испытывающих затруднения в обучении (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)....……………………………………….........34

2.1.2. Сущность индивидуального подхода в обучении……………………………..............................36

2.1.3. Индивидуализация учебного процесса как средство повышения познавательной активности у учащихся, испытывающих затруднения в обучении (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)…………………………......................................................................................................38

2.2. Применение индивидуального подхода к учащимся, испытывающим затруднения в обучении на уроках……………………………………………………..........................................................................38

2.2.1. Индивидуальный подход как средство повышения качества обучения на уроках……………..39

2.2.2. Разноуровневая дифференциация на уроках………………………………….……………….........40

ОТ АВТОРОВ.

«Детству следует оказывать

величайшее уважение»

Ювенал.

«Каждый человек несет ответственность

перед всеми людьми за всех людей и за все»

Ф. Достоевский

Актуальность проблемы всестороннего развития личности является бесспорной уже на протяжении нескольких десятилетий, а в настоящее время особо важной и подтверждается тем фактом, что Правительство Российской Федерации причисляет проблемы образования к приоритетным, требующим немедленного решения.

Задача школы – в обеспечении качественного процесса обучения и социализации с использованием программ, направленных на развитие образовательных и творческих способностей, преодоление ранней социальной дезадаптации несовершеннолетних и подготовку учащихся к новым жизненным перспективам в социуме.

В программе учитывается сложность работы с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья. Проблема состоит в том, что нет четких конкретных программ для управления реабилитационными процессами в условиях общеобразовательных организаций.

Опираясь на результаты научных исследований отечественной детской психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.М., Запорожец А.Б., Эльконин Д.Б. и др.), а также обобщив опыт педагогов (Петровский В.А., Монтессори М., Гленн Домана и др.), специалистами нашей школы была разработана программа «Планета добра» для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет.

«Планета добра» - это комплекс образовательных программ и программ по художественно–эстетическому, социальному, экологическому, нравственному развитию детей, а также по правовому, патриотическому, семейному воспитанию, помогающих всесторонне развивать личность. Представляет интерес и развивающая направленность содержания, которая содействует тому, чтобы каждый ребенок поверил в себя, переоценил свои ценности. Главное – это формирование у детей своего социального «Я». Особое внимание уделяется умственному и психическому развитию детей в условиях инклюзивного обучения, охране нервной системы, формированию личностного отношения к окружающему миру. При реализации инклюзивного образования в основу положен индивидуальный подход к учащимся не только с ограниченными возможностями здоровья, но и испытывающими затруднения в обучении вообще.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Президентом Российской Федерации Путиным В.В. поставлены задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области образования.

Программа школы разработана в соответствии с действующим законодательством в области образования (в том числе с нормами СанПиНа и ФГОС), Уставом школы, и предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;

Для решения поставленных государством задач, необходимо разрабатывать и внедрять в практику инклюзивное образование, что позволит преодолеть социальную исключенность детей с ОВЗ и способствовать их реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Сложность состоит в том, что нет четких конкретных программ для управления реабилитационными процессами и процессами социализации. Программа НП ОО «Школа № 21» составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

«Планета добра» - это комплекс программ, с помощью которых несовершеннолетние, включая детей с ранней социальной депривацией, успешно усваивают социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, занимаются саморазвитием, самореализацией в социуме.

Главная идея, положенная в основу комплексной задачи высокого уровня обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, – формирование успешной, компетентной личности, способной в дальнейшем к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути.

Длительность занятия - 40 минут, в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся проводятся динамические паузы, либо смена деятельности.

Кроме того, тематика занятий для учащихся с ОВЗ носит рекомендательный характер и может варьироваться в зависимости от интеллектуального развития учащихся и их социальной адаптивности.

Важно отметить, что реализация программы «Планета добра» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми. Она обеспечивает единый процесс обучения, социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Именно такой подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению: социализируясь, человек не только «очеловечивается» опытом социальным, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Основной целью программы «Планета добра», является создание условий для обучения и воспитания личностно развитого человека, способного справляться с жизненными проблемами адекватными способами.

Для достижения поставленной цели выдвигается решение целого ряда задач:

- формирование высокого уровня образовательных компетенций учащихся;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей;

- компенсация личностных последствий негативного опыта жизни;

- развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации воспитанников;

- пробуждение творческой активности воспитанников, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Для достижения целей и выполнения задач в школе создана следующая научно-методическая структура:

Формирование коллектива по кафедрам, объединенным научно-методическим центром (НМЦ) позволяет систематизировать опыт преподавания различных общеобразовательных дисциплин и совершенствовать работу с учетом отмеченных тенденций в их восприятии, не зависимо от наклонностей и особенностей учащихся.

Опираясь на результаты научных исследований отечественной детской и социальной психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.М., Запорожец А.Б., Эльконин Д.Б. и др.), а также обобщив опыт педагогов (Петровский В.А., Монтессори М., Горовой В.И., Тарановой Т.Н. , Палиевой Н.А. и др.), специалистами нашей школы была разработана программа «Планета добра» для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет.

Основная образовательная программа НП ОО «Школа № 21» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

■ пояснительную записку;

■ планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

■ систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

■ программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

■ программы отдельных учебных предметов, курсов;

■ программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

■ учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

■ систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

НП ОО «Школа № 21», в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

■ с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

■ с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

Полная версия программы "Планета добра"