г.Кисловодск, ул.Фоменко, 25

+7 (87937) 2-65-69

ВКонтакте

Группа в Facebook

Центр "Ариадна"

г.Черкесск, ул.Крупской, 29

+7 (8782) 21-70-41

Карачаево-Черкесский Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования.

Цели

Разработка научно-методических основ, программно-методического, информационного обеспечения и организация комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной образовательной практики.
Повышение квалификации и подготовка психолого-педагогических кадров для реализации задач сопровождения инклюзивных процессов в образовании.

Задачи

  • Разработка методологических основ и технологий организационного, методического и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;
  • Консультационная поддержка деятельности окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования.
  • Научно-методическая и организационная поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.
  • Разработка методических рекомендаций для руководителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.
  • Разработка и реализация программ обучающих семинаров, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих инклюзивную практику.

Сотрудники КЧР РЦИО (Карачаево-Черкесского Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования):

Руководитель КЧР РЦИО: Токарева Наталия Алексеевна

Концепция деятельности КЧР РЦИО

НПОО «Школа № 21 города Черкесска»

2014-2015 учебный год

Ресурсный центр (РЦ) по развитию инклюзивного образования, на базе МКОУ сош № 10 г. Черкесска, по ул. Крупской 29, создан для осуществления ресурсной деятельности по развитию инновационной образовательной практики инклюзивного (совместного) обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей, развивающихся типично в условиях системы общего образования. Развитие инклюзивного образования в Карачаево-Черкесской Республикирегулируется законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», в частности, ст. 5. «Инклюзивное образование». Основные направления развития инклюзивного образования изложены в Стратегии развития инклюзивного образования в КЧР.

В своей деятельности НПОО «Школа № 21 города Черкесска» руководствуется Положением о деятельности организации в режиме ресурсного центра как инновационного комплекса.

Основой ресурсной деятельностью НПОО «Школа № 21 города Черкесска» является накопленный школой опыт по осуществлению практики социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среде здоровых сверстников. Школа реализует на практике принципы интегрированного (совместного) обучения детей с особенностями развития в среде здоровых сверстников. В школе накоплены определённые ресурсы:

  • информационные (о практике проведения общественных компаний в поддержку инклюзивного образования, об обеспечении информационного сопровождения инклюзивных процессов в образовании; об опыте работы различных ОО в инклюзивных практиках и т.д.)
  • методические (по организации интегрированного обучения, по использованию различных педагогических технологий при данной форме обучения, по организации и обеспечению психолого-педагогического сопровождения процесса образовательной и социальной интеграции, работе с родителями и семьями, воспитывающими детей с нетипичным ходом развития.
  • человеческие (педагоги и сотрудники школы, администраторы, имеющие значительный опыт работы в интеграционном образовательном пространстве). Среди педагогов школы сотрудники имеющие ученые степени, имеющие высшую квалификационную категорию, которыми подготовлены методические разработки по различным направлениям педагогической деятельности в интеграционном образовательном пространстве (арт-терапевтические и реабилитационные занятия в системе основного и дополнительного образования, нейропсихологический подход в диагностике и коррекционной работе школы и другие).

Развитие инклюзивных подходов в образовании является логическим продолжением практики интегрированного обучения и не противоречит ей. Основное отличие и шаг развития заключается в том, что в основе инклюзивных подходов лежит такое изменение образовательной среды школы, которое позволяет в максимальной мере соответствовать особым образовательным потребностям любого учащегося с нетипичным ходом развития. При интеграции такого изменения адаптация образовательной среды к особым потребностям ребёнка не происходит. В этом случае ребёнок приспосабливается к школе и существующей образовательной системе, а не школа к ребёнку (как в случае инклюзии). Тем не менее, и интеграция и инклюзия признаются нами закономерными этапами развития системы образования, логически продолжающими и не противоречащими друг другу, поскольку и в том и в другом случае речь идёт о расширении доступа к образованию и включении ребёнка с особыми образовательными потребностями ( в данном случае, с ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательный процесс.

Таким образом, НПОО «Школа № 21 города Черкесска» в своей деятельности будет осуществлять организационно-методическое сопровождение изменений и введение в практику деятельности образовательных организаций Республики инклюзивных подходов. Вместе с тем, РЦ продолжит вести и собственные научные и методические разработки и осуществлять практики по развитию инклюзивного образования, совершенствовать качество собственного ресурсного продукта, осуществлять деятельность по созданию информационной поддержки инклюзивных образовательных процессов в Республике.

Для осуществления деятельности НПОО «Школа № 21 города Черкесска» по трансляции инновации организуется сетевое взаимодействие с теми образовательными учреждениями Республики, которые включаются в работу по реализации инклюзивных подходов в образовании. Адресный список таких образовательных организаций определяется Республиканским управлением образования. Основную координирующую роль осуществляет Республиканский совет по инклюзии, научно-методическое руководство - Республиканский научно-методический центр. Основными потребителями продукта РЦ являются педагоги и специалисты служб психолого-педагогического сопровождения учащихся этих сетевых школ, а также администрация и школьный менеджмент этих ОУ. Важными потребителями ресурсного продукта будут также семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, которым будут предоставляться консультативные услуги, связанные с различными аспектами деятельности образовательных организаций Республики в направлении образовательной и социальной инклюзии.

Определяющим звеном в возможности осуществления качественной трансляции ресурсного продукта будет отработка собственной модели организационной структуры НПОО «Школа № 21 города Черкесска», разработка собственной нормативной базы деятельности ресурсного центра, его схемы деятельности и основных направлений сетевого взаимодействия. Поскольку образовательные учреждения находятся на разных этапах реализации инклюзивных подходов, предполагается проведение различных методических мероприятий, информационных компаний, семинаров, конференций для обеспечения готовности образовательных учреждений к реализации инклюзивных образовательных практик, ознакомлению с успешными результатами деятельности школ и других образовательных организаций КЧР в этом направлении. Апробированные формы работы НПОО «Школа № 21 города Черкесска» будут обсуждаться непосредственно с соответствующими подразделениями научно-методического центра, рассматриваться на Республиканском Координационном совете по инклюзии.

НПОО «Школа № 21 города Черкесска» будет осуществлять также сетевое взаимодействие с другими ресурсными центрами по инклюзивному образованию, с городским ресурсным центром и с Северо-Кавказским Федеральным Университетом, кафедрой дефектологии по всем направлениям, связанным с научным методическим обеспечением инклюзивного образования, информационной поддержкой и проведением мероприятий тренингов ого и обучающего характера, согласно плану деятельности этих учреждений.

Научный сектор Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования.

Научный сектор создан с целью изучения и оценки моделей инклюзивного образования.

Предмет научной деятельности сектора – мониторинг инклюзивных процессов в современном образовании.

Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления, повышению эффективности управленческих решений по изменению образовательных условий.

Важно отметить, что психологический мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных деятельностей, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление диагностической программы, реализацию организационной модели, математическую обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

· получение максимально полной психологической информации, характеризующей какой-либо процесс (например, образовательный);

· предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

· структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Основным направлением научной деятельности сектора в настоящее время является:

  • Выявление и преодоление психологических барьеров взаимодействия субъектов инклюзивного образования.
  • Мониторинг инклюзивного процесса в образовании.
  • Разработка проектов правовых и научно-методических основ развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
  • Профессиональная и психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образовании.
  • Оценка успешности внедрения инклюзивного образования в республике. Формирование социальной активности личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования.
  • Оптимизация работы социально-психологической службы в школе.
  • Формирование морального самосознания субъектов инклюзивного образования